ЭНЕРГЕТИКА И ДВИГАТЕЛИ. ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
3.1. Энергетическое обеспечение ЛА
Любая машина или орудие требуют энергетического обеспечения: у часов это батарейка или пружина, у молотка — мускульная сила человека, а у ЛА — энергосистема. Основное назначение энергосистемы ЛА — создание тягового усилия, управление полетом и обеспечение энергией всех бортовых устройств.
Тяговое усилие создается движителем, преобразующим различные виды энергии в силу тяги, (лопасти воздушного винта самолета или несущего винта вертолета, реактивное сопло, машущие поверхности, солнечный парус, аэростатическая емкость, заполненная газом легче воздуха и т. д.).
Наибольшее распространение получили воздушные винты, отбрасывающие окружающий воздух со скоростью, превышающий скорость полета, и реактивные сопла. Зависимость относительной тяги воздушных винтов R/NB, Н/кВт от коэффициента мощности
N В/Дв, кВт/м2, где Дв — диаметр воздушного винта, приведена на
рис. 18 (1 — открытые винты: а — вертолетов, б — ТВД, в — винтовентиляторы; 2 — вентиляторы ТРДД).
Реактивное сопло и у авиационных, и у ракетно-космических ЛА входит в состав двигателя и отдельно как движитель не рассматривается. В качестве движителя у аппаратов с реактивными или ракетными двигателями могут рассматриваться тяговые элементы взаимодействующие с реактивной струей (струями). Такими элементами могут быть: донный срез ракеты, эжекторный увеличитель
Рис 18
тяги, элементы, реализующие эффект «прилипания» струи к твердой криволинейной поверхности (эффект Коанда) и др. Анри Коан — дэ (1886-1972) — румынский ученый и изобретатель, открывший в 1910 г. эффект прилипания струи к твердой поверхности, широко используемый в механизации крыла и в управлении вектором реактивной тяги на самолетах укороченного взлета.
Основной энергетической установкой любого ЛА является двигатель. Классификация двигателей приведена в табл.7